Доступная среда

      Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. 
В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации. 

Федеральный Закон от 01.12. 2014 г. N 419-ФЗ    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 02.12.2015 г. № 1399 «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») Министерства образования и науки РФ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11. 2015 г. N 1309   «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

Постановление администрации Тамбовской области от 02.10.2015 №1091 «Об утверждении  плана мероприятий «Дорожной карты» «Повышение значений показателей доступности для инвалидов и маломобильных групп населения объектов и услуг в Тамбовской области (2011-2021 гг.).

Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и  услуг в сфере образования».

Карта доступности МБДОУ детского сада «Солнышко».

Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования.

План мероприятий (дорожная карта) по обеспечению условий доступности для инвалидов объекта и услуг в сфере образования.

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • о специально оборудованных учебных кабинетах, об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ 

Методический кабинет – компьютер, мультимедийный проектор, методическая литература, рекомендации, перспективное планирование.

Кабинет музыкального руководителя – синтезатор, плеер, магнитофон, ноутбук, акустические колонки, методическая литература по музыкальному образованию в ДОУ.

Музыкально-спортивный зал – шведские стенки, спортивное оборудование, гимнастические скамейки, маты, мячи и другой инвентарь, пианино.

Спортивная площадка и сооружения оборудованы на территории.

Медицинский кабинет:

Предназначение: обеспечение медицинского наблюдения за развитием и состоянием здоровья детей специалистами медицинских учреждений.

Формы работы: осмотр детей по скрининг-программе, лекции на собраниях, индивидуальные беседы со взрослыми, санитарные осмотры.

Оборудование: весы медиинские, ростомер, тонометры, средства для оказания неотложной помощи (бинт, вата, перекись водорода, раствор бриллиантового зеленого).

Кабинет логопедической помощи:

Предназначение: диагностико-коррекционная работа по развитию речи детей.

Формы работы: занятия, игровая деятельность с детьми, диагностика, консультирование взрослых, семинары.

Оборудование: дидактический материал, методическая литература, инструментарий для работы по постановке звуков, зеркала, CD-проигрыватель, магнитные доски, игрушки, ноутбук.

Кабинет психологической помощи:

Предназначение: диагностико-коррекционная работа по возрастному и эмоциональному развитию.

Формы работы: игровая и коррекционная деятельность с детьми, диагностика, консультирование взрослых, семинары.

Оборудование: дидактический материал, методическая литература, ноутбук, игрушки.

Кабинет образовательной деятельности, в том числе, дополнительного образования:

Предназначение: групповая и подгрупповая образовательная деятельность.

Формы работы: образовательная, игровая и коррекционная деятельность с детьми, диагностика, консультирование взрослых, семинары.

Оборудование: дидактический материал, методическая литература, интеррактивное оборудование с комплектом ЦОР, ноутбук, авторские образовательные методики и технологии, поворотная доска.

Сенсорная комната:

Предназначение: это организованная среда, где с помощью специального оборудования и предметов происходит воздействие на органы чувств человека: зрение, слух, осязание, обоняние. Педагоги, логопеды, психологи, проводят здесь развивающие и коррекционные занятия, психологические тренинги и сеансы релаксации.

Формы работы: игровая и коррекционная деятельность с детьми, диагностика, консультирование взрослых.

Оборудование: сухой бассейн, зеркальный шар, воздушно-пузырьковая колонна, фиброоптический душ, цветные пуфы для релаксации, световой планшет для рисования песком, магнитофон с набором классической и релаксационной музыки, цветной водопад со звуками природы, тактильные дорожки, ковер.

Оснащенность учебного процесса:

— Обеспеченность ТСО

 

— Детская мебель и ее соответствие нормативам

— Научно-методическое обеспечение образовательных программ по трудовому и другим видам деятельности

 

Магнитофоны- 3, видеомагнитофоны — 3 телевизоры-3, микрофон-2, пианино-2,синтезатор – 1, баян-1, DVD – 3, ноутбук — 5, проектор — 2, WF, интерактивная доска с комплектом дисков

Согласно возрастных особенностей детей, по количеству детей.

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы».

  • о библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ: читать здесь
  • об объектах спорта,  приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ: читать здесь
  • о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ: читать здесь
  • об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации:

Конструктивные особенности здания предусматривают приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Входная площадка имеет пандус, навес, звонок при входе, вывеску с названием организации и графиком работы организации выполненную шрифтом Брайля. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. В здании и помещениях ДОУ расположены сигнальные знаки для передвижения лиц с ОВЗ.

  • о специальных условиях питания и охраны здоровья: читать здесь
  • о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:

Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий). В МБДОУ создано единое информационное пространство для обеспечения эффективной социализации всех участников воспитательно-образовательного процесса в условиях информационного общества.

Информационная база МБДОУ оснащена:

электронной почтой;

выходом в Интернет;

разработан и действует сайт МБДОУ с версией для слабовидящих.

Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет:

  1. повысить эффективность образовательного процесса, так как: включение в образовательную деятельность мультимедиа-материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает ее наглядность;
  2. использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе;
  3. сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки группового помещения, того объема информации, которая предоставляется воспитателем или родителями.

Средства сетевого взаимодействия поддерживают оперативный обмен информацией в режиме электронной почты.

Почта активно используется для электронного документооборота, сбора и обмена управленческой, статистической информации.

В ДОУ создан постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках.
На сайте ДОУ размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет заведующего, документы, регламентирующие работу детского сада.

  • об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

 Доступ обучающихся (воспитанников), в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, к электронным образовательным ресурсам предусмотрен в рамках образовательной деятельности с применением цифрового образовательного оборудования.

  • о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

Имеются следующие технические образовательные средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

—  интерактивная доска с комплектом программного обеспечения;

— мультимедийная установка  (проектор, экран, ноутбук).