Педагогическая идея — это крылья, на которых парит коллективное творчество. (В.А.Сухомлинский)
Осуществление инновационной деятельности в детском саду гарантирует высокие результаты работы с детьми. Использование нетрадиционных приемов и видов образовательной деятельности с детьми, новых методов и форм организации воспитания и обучения детей, современных образовательных технологий позволяет добиться того, чтобы обеспечить личностную и профессиональную самореализацию педагогов, а также саморазвитие личности воспитанников.
Приказом отдела образования администрации Моршанского района Тамбовской области № 271 от 07.09.2017 на базе МБДОУ детского сада «Солнышко» открыта районная базовая площадка по направлению «Обновление содержания, форм и методов дошкольного образования в контексте требований ФГОС» по теме «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников».
Программа деятельности районной базовой площадки
«Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников»
Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка; чем более он подготовлен к осуществлению изучения, исследования мира природы, тем успешнее развиваются и реализуются его способности. Умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, — это нужно каждому человеку. Универсальные навыки исследовательского поведения требуются в самых разных жизненных ситуациях.
Основная идея проекта
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста возможно в условиях комплексного построения воспитательной системы образовательного учреждения через программно-методическое обеспечение данной системы
Цель и задачи проекта
Цель: построение воспитательной системы МБДОУ, опирающейся на использование проектно-исследовательской деятельности, эффективной при формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
– провести анализ имеющихся ресурсов образовательного учреждения: материально-технических, кадровых, методических;
– разработать комплексную программу – основу воспитательной системы образовательного учреждения, позволяющую обеспечить цель формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста через использование проектно-исследовательской деятельности;
– разработать диагностический инструментарий, позволяющий оценить эффективность реализации программы;
– на основе полученных данных провести анализ эффективности разработанной программы.
Актуальность
Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с раннего возраста. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. Нельзя воспитывать личность, не научив ее любить и сострадать, наблюдать и видеть.
Для того чтобы личность ребенка развивалась, необходимо формирование у старших дошкольников естественно — научных знаний и представлений, осуществление проектно-исследовательской деятельности.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования — это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам — уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Проект предполагает использование нетрадиционных форм организации видов занятий. Особый аспект проекта – проектно-исследовательская деятельность детей.
Этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты.
Реализация инновационного проекта будет осуществляться на базе МБДОУ детского сада «Солнышко» в период с сентября 2017 по май 2020, т.е. три учебных года.
Наименование этапа проекта | Сроки реализации | Содержательная характеристика этапа, методы деятельности |
Прогнозируемые результаты |
Первый этап – подготовительный | Сентябрь 2017 –
май 2018 |
– провести анализ ресурсов образовательного учреждения: материально-технических, кадровых, научно-методических; – разработать программу – основу воспитательной системы образовательного учреждения, позволяющую обеспечить цель формирования экологической культуры дошкольников через осуществление проектно-исследовательской деятельности; – разработать диагностический инструментарий, позволяющий оценивать эффективность реализации программы |
– увеличение объёма материально-технических, кадровых и научно-методических ресурсов образовательного учреждения – разработка программы формирования экологической культуры дошкольников через осуществление проектно-исследовательской деятельности; – тесты, анкеты, контрольные задания и другой диагностический инструментарий, позволяющий оценить эффективность реализации программы |
Второй этап – констатирующий эксперимент | Июнь 2018 – декабрь 2018 | – определить критерии уровня экологической воспитанности дошкольников; – подобрать диагностический материал и оборудование; – провести диагностику уровня экологической воспитанности детей в группах. |
повышение уровня экологической воспитанности детей в группах |
Третий этап – формирующий эксперимент | Январь
2019 – август 2019 |
– разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности дошкольников (на основе разработанной программы); – апробировать разработанный комплекс. |
разработка комплекса мероприятий, показывающих уровень экологической воспитанности дошкольников |
Четвертый этап – контрольный эксперимент | сентябрь 2019 – май 2020 | – проверить эффективность разработанного комплекса мероприятий в рамках программы по повышению уровня экологического воспитания дошкольников с помощью диагностических мероприятий. | тестирование,
анкетирование |